Мои пять копеек про текущую реформу РАН

Всем привет!

А понедельник вышел бодрым, ничего не сказать! Но обо всем по порядку.

Мой начальник был последний месяц в отпуске и я уж совсем без него загрустил. Мою грусть, конечно, неторопливо развеивало потоком всякой бюрократической возни и душной московской жарой. Короче, начальника я ждал. Он хоть и провластный товарищ, но при том ярый фанат коммунизма. Как ему при этом удается быть сверхэрудитом и ученым из мирового топа с h-индексом 23 я вообще не представляю. Но факт.

К сожалению, никаких новых ядреных политических высказываний он мне не принес, а занудил про бендеровцев, геев, гоев, масонов, госдеп и майдан… Скучнейшая гос.пропаганда. Видимо, если заполнять информационное пространство бредом, то бред станет тобой. Но удивительным образом мой начальник остается прекрасным ученым с живым умом, хотя у меня была теория, что если ты буздумный крымнашист и ядерный антимайданщик, то ты на 90% дурак. Хотя эту планку я снизил со 146%. Видимо, пропаганда и меня задела.

Зато институтских новостей он после визита в отдел кадров принес полную коробочку. Итак, теперь у нас официально, под страхом смерти введена политика полного рабочего дня. Почему под страхом смерти? Потому что двух директоров институтов РАН Уральского отделения уволили за массовые прогулы сотрудников и теперь начальство отвечает головой. В связи с этим обстоятельством сотрудники нашего института сейчас массово уходят в отпуска, т.к. ходят слухи о проверке посещаемости. Соответственно, единственным вариантом официально не ходить на работу является пребывание в отпуске. Меня с перепугу также отправили в отпуск, хотя я никакого заявления не писал. Ну да ладно, я не обиделся, т.к. эта новость очень подняла мое настроение. Я всегда был сторонником того, что в институтах РАН необходимо соблюдение трудовой дисциплины и полного рабочего дня прежде всего. Все доводы об исключительном характере научной деятельности, которая не требует присутствия на рабочем месте, я считаю несостоятельными и неубедительными. Наука – это труд. А трудиться в развитых странах принято на работе. Тем более работникам бюджетной сферы, использующим государственную материально-техническую базу. Я не говорю о сотрудниках административного аппарата, которые обязаны быть доступны также на протяжении всего рабочего дня. Стоит ли говорить, что мою позицию в Институте не разделяют? Как меня только за глаза не называли после моего выступления на предновогоднем Ученом совете, на котором я обращал внимание, кроме всего прочего, на трудовую дисциплину (ее отсутствие) и необходимость ее постепенного выравнивания и контроля. Теперь когда в роли рупора выступило ФАНО, мы начинаем сердиться и выражать протест. Грянул гром!

Ну и вторая новость от начальника: осенью будет проходить масштабная аттестация научных сотрудников. К этой новости наша лаборатория отнеслась спокойно, что нельзя сказать о других. Аттестация, конечно, необходима. Причем независимая и с использованием материалов мониторинга публикационной активности (которыми я обладаю).

Итак, реформа набирает ход. Изменения будут жесткими и, наверное, болезненными, т.к. никакого буфера создать мы даже не попытались. Но вот я что подумал. Эти изменения совсем не те, которых я хочу и очень жду. Все, к сожалению, останется по-старому, т.к. мне даже и придти в голову не может то, что лояльность и жлобство отдадут пальму первенства в принятии решений объективности и взвешенности. Это уже подтверждается в кадровых решения ФАНО. Дальше только хуже будет, конечно. Может быть в науке и  можно будет нормально зарабатывать и рассчитывать на различные социальные льготы, которые впоследствии могут в один момент раствориться в уголовном деле за участие в митингах. Для меня уже несомненно, что “пора кончать с этой странной экономической моделью“, иначе никаких изменений не будет. Пора думать на несколько шагов вперед. Время становиться сильными.

8 thoughts on “Мои пять копеек про текущую реформу РАН

  1. Anna Gorodetskaya

    Аналогичная история была в своё время во ВНИРО, на вход даже турникет поставили… Но всё закончилось пшиком: надо было лишь оформить собственный прогул в специальном журнале.

    Reply
    1. Georgy Ayzel Post author

      Виталий, перелогиньтесь! 🙂 Все заканчивается пшиком, когда людям наплевать на продуктивность и результат. Вроде бы, как многие считают, все только из-за денег. Вот, мол, дай денег мне и я ух! Но на мой взгляд тут более глубокая проблема деградации системы научных институтов, которая в брежневский застой началась, а в путинский отстой продолжается.

      Reply
  2. Павел Шабанов

    Читал в “Ведомостях”, что госпрограмма наука и образование выполняют лишь 66.6 % контрольных мероприятий. Одной из причин таких низких показателей на фоне других программ стала, по словам Ливанова, реформа РАН, которая не была запланирована в бюджете.
    Сидеть с 9 до 18 в НИИ – зло. Требуйте кампусы и научные городки! Но с дисциплиной действительно плохо.

    Reply
    1. Georgy Ayzel Post author

      Цифра-то какая! 🙂 Я не вижу никакого зла сидеть с 9 до 18. В Германии сидят с 7 до 16 и ничего, работа так и кипит. Просто степень свободы в НИИ чуть большая – можно отпроситься, пару дней поработать в библиотеке и т.д. По поводу того, что реформа не обеспечена финансами. Основное контрольное мероприятие, которое чутко мониторит ФАНО – повышение зарплаты. Директора почему-то считают, что на повышение зарплаты им должны ассигновать деньги из госбюджета, а не они должны проводить кадровую (или иную) реформу в своем Институте. А сводится все к банальному манипулированию цифрами (читай обману).

      Reply
  3. Kifa

    Вот это нововведения…
    Таки, клеваться начал петух, которого недавно зажарили…

    Reply
  4. Павел Шабанов

    Когда я был в кампусе в Потсдаме или в институте в Бонне, то там я мог спокойно работать по 8 часов. Там природа, сидишь в двухэтажном здании. до дома минут 10 на машине/3 пешком. Москва в этом плане – город совещаний, где нормально работать (ломать себе голову проблемами, которые никто не решил) ну очень сложно. Большой износ. А это отражается на настрое, на настроении, на здоровье, и, в конечном итоге, на результате труда.
    И за компом нельзя долго работать! =)

    Reply
    1. Georgy Ayzel Post author

      C тобой нельзя не согласиться! Нас, наверное, скоро специальным поездом (или пароходом) отправят за бугор. А там и Потсдам недалеко 🙂

      Reply
  5. Pingback: Мои пять копеек про украинские события | Georgy Ayzel procrastination history

Leave a Reply

