Третий ГИПЕРБАТОН и неожиданные выводы

Всем привет!

Если вы вдруг подписаны на мой твиттер, то наверняка не смогли не заметить того, то я сегодня был на третьем ГИПЕРБАТОНЕ Яндекса. Точнее так, шел я на гипербатОн, а уходил уже с гипЕрбатона.

Собственно, а что такое гипЕрбатон, кроме как конференция Яндекса для технических писателей? Это фигура речи такая, неотлучная спутница всеми любимого мастера Йоды, например.

Ну а кто такие технические писатели и при чем тут я, спросите вы? Я и сам пару-тройку месяцев назад вообще ничего не знал про такую профессию, пока случайно не натолкнулся где-то на просторах Хабра, Гиктаймс или техпортала Яндекса на Клуб технических писателей. Если вы когда-нибудь пользовались справкой любого программного продукта, то знайте – его подготовила команда технических писателей. Так как это может быть связано с гидрологией?

Ни для кого не секрет, что в практике российских научных исследований (по крайней мере в науках о Земле) совершенно отсутствует культура документирования разрабатываемых продуктов. Наверное, самый лучший вариант документации российских окологидрологических моделей, который мне приходилось видеть – это непосредственное внутреннее комментирование исходного кода (когда у вас перед началом расчетного модуля – закомментированная простыня). В худшем случае вам могут дать свою диссертацию или монографию и направить в свободное плавание по кое-как скоординированным модулям Fortran90 (не самый плохой вариант). Это обстоятельство дичайше тормозит развитие целых направлений, так как порог входа в такую модель ужасно высокий, к тому же невероятно высок и “bus-фактор”, когда (не дай бог) разработчика собьет автобус уволят на пенсию, а с ним и уйдет любая возможность нормально разобраться в том КАК ВООБЩЕ ЭТО РАБОТАЕТ. Таким образом, проблема разработки пользовательской документации к гидрологическим моделям занимает одно из центральных мест, конечно если вы хотите, чтобы ваш труд жил и развивался. И стоит признать, что мы совсем не знаем, как эту проблему решать (кроме как писать простынки перед каждым блоком). Именно поэтому меня так заинтересовала эта конференция.

В этот раз Гипербатон (как только я это слово уже не написал) был условно разделен на три части: (1) тимбилдинг и особенности работы в большой команде и над большим проектом, (2) работа с текстом и стиль, (3) инструменты редактирования. На странице мероприятия вы сможете найти видеозапись всех выступлений (а если пролистаете в самый-самый конец, то даже меня там сможете увидеть). Лично мне понравились все доклады, но самыми полезными для меня были “Наставничество как саморазвитие” Алексея Замуллы и “Руководство по стилю и документации: зачем и как” Татьяны Грачевой. Честно сказать, это была лучшая конференция (пусть и непрофильная) на которой мне приходилось бывать – и по организации, и по динамике докладов, и по вовлеченности аудитории в дискуссию. Ну и команда тех.писателей у них отличная (я вообще не знаю, работает ли в Яндексе хоть один жлоб и хмырь?).

Какой основной вывод я могу сделать после посещения Гипербатона?

ВСЕ ПЛОХО.

Мы не умеем работать на современном уровне и, что самое печальное, не хотим учиться. Version control? Нет, не слышал. Code review? Простите, снова нет. Система управления проектами? И снова нет.

Сейчас много говорят про импортозамещение или коммерциализацию научной деятельности. Но я ума не приложу, каким образом мы можем быть заметными в научной среде или создавать коммерческий продукт, не умея при этом работать на современном уровне?! Не доволен – сделай по-своему! Да, этот аргумент хорош, но совершенно разбивается о события 24-26-го и 7-10-го числа каждого месяца, когда хочется все бросить и уйти, но всегда остаешься (когда это закончится вообще?).

Наверное, нам нужно взять и силой насадить высокие требования. Да, всем сначала будет неудобно, но представьте себе ситуацию, когда вам не нужно будет “брать на флешке” новую версию модели, а стоит только форкнуть с гитхаба ее последний “мастер”, а развернутая документация к ней будет одним махом генерироваться хоть в .pdf, хоть в web. Стоит ли говорить сколько пользы принесут всегда актуальные бланки Института в “облаке”, и управление проектами всех лабораторий в Jira (хотя мне и битрикс-24 нравится)!

Это не главное, скажите вы. Главное – наука. Я с вами соглашусь и, тяжело вздохнув, пойду обрабатывать данные публикационной активности.

Организаторам же Гипербатона большое спасибо за подарок в 100 ГБ на Яндекс.Диске! У меня теперь там будет целых 315 ГБ, львиная доля которых “прилетела” мне после какого-то фатального крэша клиента для винды, который что-то жуткое сотворил с реестром некоторых пользователей (я чудом в те дни сидел на убунте).

One thought on “Третий ГИПЕРБАТОН и неожиданные выводы

  1. Pingback: Итоги недели (13 — 19 апреля) | Georgy Ayzel procrastination history

Leave a Reply

