Институт водных проблем и online education

Всем привет!

В этом блоге давно не было вообще никаких постов, хотя на традиционные “итоги недели” событий бы набралось уж точно. Так уж получается, что публикация основных постов задумана мной на мертвый месяц июль. Сделано это специально, чтобы никто в отпуске не утруждал себя их прочтением, хотя темы будут разные: от описания современной работы диссоветов и научных фондов (РНФ, РФФИ) до религии.

Как-то раз я уже писал в своем блоге о том, что никогда больше не буду упоминать об Институте водных проблем, в котором я работаю младшим научным сотрудником. Этот пост, кстати, стал самым читаемым за всю непродолжительную историю ведения мной личного блога. Так вот, я соврал. Конечно, я потом еще много раз упоминал Институт как напрямую, так и опосредованно. Невозможно не говорить и не думать о том, что тебя действительно волнует.

И сегодня я очень рад написать о первом образовательном проекте Института водных проблем – сборнике видеозаписей лекций, прочитанных в течение прошедшего учебного года для аспирантов Института (и не только) ведущими учеными (и не только). Ссылка будет позже, терпение!

Сначала несколько слов о проекте. Его, конечно же (вот ни секунды сомнений у меня в этом нет), никогда бы не было и в помине, если бы в начале прошедшего учебного года в нашем Институте не сменился руководитель академической аспирантуры. Сразу же начали происходить положительные изменения по всему профилю работы аспирантуры и появилась идея не просто проводить необходимые для образовательного процесса лекции ведущих ученых, но и записывать их на видео, чтобы в последующем каким-либо образом их распространять. Инициативная группа молодых ученых нашего Института поддержала данную идею и взяла на себя техническую сторону реализации проекта (об этом в самом конце). В итоге у нас получился первый в истории Института водных проблем академический образовательный онлайн-проект: “Курс лекций для аспирантов ИВП РАН (2014/2015 учебный год)

В рамках курса было проведено 27 лекций. По техническим причинам (на самом деле нет) нам удалось подготовить видео только с 25 из них. В описании к видеолекциям доступны ссылки на презентации лекторов. Полный архив презентаций доступен также на странице нашего Института на Slideshare.

Огромное спасибо всем лекторам за открытость и отзывчивость!

Надеюсь, что в доступном курсе лекций каждый сможет почерпнуть для себя что-то новое и интересное. Приятного просмотра!

P.S. Мои пять копеек про техническую сторону вопроса.

Конечно, первый блин вышел немного комом.

Каждую лекцию мы записывали параллельно с двух обычных видеокамер Sony в HD-разрешении (720p), общий вес сырового материала стандартной лекции (1,5 часа) был в районе 12 Гб.

Основная проблема видеозаписей – плохая слышимость слов лектора. Мы это слишком поздно обнаружили, т.к. непосредственно монтаж видео был начат только в конце февраля, когда существенная часть материала была уже накоплена. В следующем году планируем решить эту проблему использованием петличного микрофона.

Вторая проблема – плохая видимость слайдов. Частично мы ее решаем выкладыванием авторских слайдов лекций на slideshare, но в следующем году мы планируем осуществлять монтаж лекций в стиле образовательных проектов Яндекса – с параллельным размещением двух картинок на одном экране. Попытаемся это реализовать с помощью скринкаста рабочего стола компьютера, на котором осуществляется показ слайдов лекций.

Основным (да что уж там, единственным) используемым видеоредактором являлась программа Open Shot Video Editor, доступная только для операционных систем на основе Linux (в нашем случае – Ubuntu 14.04 LTS). Заставки с названием лекций (первые 5 сек видео) подготавливались с помощью Inkscape. Обе программы, конечно, бесплатны 🙂

Экспорт видео из OpenShot осуществлялся в HD-профиль: 720p (1280 x 720), 25 fps, 16:9, .mov (контейнер), libx264 (видеокодек), ac3 (аудиокодек), 384 / 196 kb/s (битрейт видео/аудио). При таком качестве итоговая видеозапись имела вес около 400 Мб. Низкое качество конвертирования использовалось намеренно для уменьшения размера видеозаписи, т.к. ширина канала в Институте позволяла осуществлять загрузку одного видео в низком разрешении на Youtube в течение 3-4 часов (видео в лучшем качестве грузилось более суток).

Отдельное спасибо сотрудникам лаборатории гидрологии речных бассейнов ИВП РАН Всеволоду Морейдо, Андрею Калугину и Наталье Поповой за большой труд! Я уверен, что в следующем году мы сможем подготавливать видеозаписи лекций, ничем не уступающие лучшим стандартам в области Massive Open Online Courses.

Advertisements

10 thoughts on “Институт водных проблем и online education

  1. georeseacher

    Хорошая задумка! У меня после отключения электричества в моем институте и соответственно остановки работы сервера с нашим сайтом, появилась идея сделать новостное зеркало на wordpress, а чтобы при включении нас в сеть не было новостного дубляжа – перевести эти новости на английский. Ну и по просьбе представителей ФАНО сделали страницу отдела в фэйсбуке, так как по их мнению доступ к информации о нашей работе через приложения на телефоне является прогрессивным начинаниям, ну и им удобно

    Reply
  2. Павел

    Дианский у нас в пятницу выступал с докладом. Там было много соавторов из ИВП. А когда будет ссылка?

    Reply
  3. Павел

    Так лекция Дианского из ИВМ висит у тебя в этом посте на видео! 🙂

    Reply

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s