Библиотека и читальный зал в ИВП РАН: мечты vs реальность

Всем привет!

Сегодня я хотел бы поднять вопрос академических библиотек.

В библиотеку я за книжкой для себя ходил последний раз года два назад. Обычно же я там беру книжки для своих одногруппников, на работе которых нет библиотек специальной литературы. А насколько вы часто пользуетесь библиотекой? Довольны ли ее работой?

Интересуются этими вопросами и чиновники из ФАНО, достаточно давно организовавшие вот такой опрос (результаты тут).

На мой взгляд, библиотека должна быть центром притяжения не только решения задач оффлайн поиска книг и журналов, но и центром онлайн поиска (так как на ее основе имеются оплаченный доступ ко всем возможным базам информационных ресурсов), а также образовательным и просветительским центром (проведение на ее базе семинаров, образовательных лекций, хакатонов и проч.). Я как-то в голове у себя сформировал образ библиотеки-мечты для ИВП РАН, но все долго откладывал написание поста об этом. И вот дождался, наконец, критичных изменений — в кабинет рядом с нашим заезжает рабочая группа Беликова, а значит моей мечте конец (и стоит уже ей поделиться).

Сейчас общий зал библиотеки выглядит вот так:

2015-08-17

Ну на самом деле не совсем так, конечно. Такую фотку я поставил в знак чрезвычайной открытости нашей библиотеки (хотят, наверное, быть под стать черным прямоугольникам в финансовой части годового отчета Института). Вы будете смеяться (а зря), но мне не разрешили сфотографировать нашу библиотеку изнутри 🙂 Говорят, что для этого нужно особенное разрешение то ли Дирекции (нашей или ФАНО я не уточнял), то ли заведующей библиотекой (опять же не понял какой и какая заведующая). Я вообще не стал спорить, хотя ситуация мне совершенно не понравилась и можно было бы порассуждать кто тут прав и кто на что имеет право (еще один пост об открытости написать, например). Ну да ладно, описать нашу библиотеку со слов мне никто запретить не может (наверное).

Открыв дверь, вы попадете в достаточно большой зал, который разделен перегородкой из книжных стеллажей, проходящей вдоль от двери до окна, на две неравных части – одна треть отведена под общественное пространство, все остальное – под кабинет сотрудников библиотеки. Общественная часть состоит из конторки библиотекаря, двух шкафов-каталогов и одного стола для чтения (без ПК). В часть сотрудников я дальше суперкомпьютера (не по вычислительным мощностям, а по обширнейшему доступу к литературе) и не заходил, а он сразу на входе. В общем, обычная такая библиотека с той лишь тонкостью, что места для работы там нет совсем – все вынуждены брать книжки с собой (жаль, суперкомпьютер с собой взять нельзя), отсюда и огромный процент невозврата (по слухам) — многие забывают вернуть прочитанное в библиотеку.

На мой же взгляд, идеальная академическая библиотека должна выглядеть примерно так:

field-museum-library-reading-room

То есть в ней центральное место должен занимать читальный зал, предоставляющий возможность прийти туда со своим ноутбуком и получить возможность использования библиотечного канала с безграничным доступом к литературе, а также возможностью трансформации в малый лекторий – для проведения собраний, семинаров, хакатонов, брейнштормингов. Хорошо бы также оснастить читальный зал принтером и специальным сканеров для книг. Ну это опционально, конечно.

Все никак не знаю как начать переход к новой части, чтобы глупо и грубо не получилось. Ну я уж как-нибудь начну, а вы меня простите, если что не так.

Полгода назад ушел из жизни замечательный ученый — Геннадий Николаевич Панин. Наши кабинеты находятся через картонную стенку друг от друга. Собственно по этой причине у нас сложились теплые отношения — я постоянно за работой пел песни группы Stigmata, а он их потом очень метко комментировал 🙂 После предзащиты я заходил к нему обсуждать темы совместных проектов, но им уже не суждено воплотиться — лаборатория Геннадия Николаевича расформирована, кабинет пустует. Такое у нас было последнее время тихое соседство — пустой кабинет Панина и наша каморка. Пару-тройку месяцев назад я подумал, что кабинет этот пустовать не должен, а может послужить на благо общественного и научного обустройства Института. И у меня сложился следующий план преобразования нашей библиотеки.

Если не касаться внутреннего убранства, моя архитектурная мечта о новой библиотеке выглядела примерно так (на верхней части картинки – современное состояние, на нижней – планировочка мечты):

library_plan

 

Конечно, многие скажут – хаха, так кабинет Гусева теперь в два раза больше, вот ты, Гоша, гад какой — все ради своей пользы и выгоды, ты ж вместе с Гусевым в кабинете сидишь! Тут вы, братцы, не правы — мы бы с Е.М. тихо могли переехать в кабинет Василия Ивановича Ферронского, который соседствует с главной комнатой нашей лабы, а этот отдать более нуждающимся лабораториям. Нам вообще можно любую конуру дать, главное, чтобы окно было, а уж порядок и феншуй я там быстро наведу 🙂

Еще из моей мечты: стеклянная дверь в читальный зал без замка, розетки, вай-фай, проектор, экран, маркерная и магнитная доски, бумага, карандаши, окна без штор и много света зимой. Я уверен, что в такой атмосфере родилась бы не одна достойная научная идея. Студенты могли бы ходить к нам на практические занятия в библиотеку (зал заседаний совсем для этого не подходит), и вебинары проводить там было бы прекрасно.

Но всему этому, похоже, никогда не бывать.

Мы обсуждаем вопрос организации такого пространства на нашей широчайшей лестничной клетке, но уже в предвкушении кучи недовольных этой идеей сотрудников, противоречий технике безопасности и всяким санитарно-эпидемиологическим нормам.

Будем пытаться работать по-новому в старых условиях.

Спасибо, что читаете!

2 thoughts on “Библиотека и читальный зал в ИВП РАН: мечты vs реальность

  1. Андрей (@AndreyDmi)

    В факультетскую библиотеку хожу достаточно часто. Работать там намного комфортней и удобней чем на кафедре. Есть вайфай, есть доступ к различным платным научным ресурсам. Удобно, что книги выдаются достаточно быстро.
    Есть там и отдельный небольшой зал, который иногда используют в качестве лектория. Вот только он уже давно требует ремонта и инфраструктуры там не никакой. Проектор и экран приходится таскать с кафедры.
    Жалко, что летом библиотека теперь не работает вообще. До 1 сентября туда попасть никак нельзя. В прошлом году каникулы библиотеки продолжались не больше 2 недель.

    Reply

Leave a Reply

