Как мы были бедными (но все равно выжили)

Всем привет!

В своем недавнем выступлении на лекциях по маркетингу для брендов писательница Линор Горалик в качестве примера вовлечения и повышения лояльности аудитории привела серию статей, размещенных проектом Букник, под названием “Как я чувствовал себя очень бедным (и все равно выжил)” (часть 1, часть 2). Статьи эти целиком состоят из коротких воспоминаний людей о трудностях, с которыми им приходилось сталкиваться в 90-е годы.

Приведу пару цитат:

Те же 90-е. Читала маленькой дочке сказку про мышонка, и она спросила: «Мама, а что такое сыр?».

Илона Майерс.

Помню: до слез жалко родителей, поэтому объясняла сестре «как взрослой», почему нельзя просить у мамы еду.

Александра Давыдова.

Почитайте, там слезы и боль обычных, незлых людей.

У моей мамы для меня есть тоже очень много схожих историй: про очереди, кожуру от яблок, сворованный вместе с моими детскими санками стиральный порошок, просьбы о чем-нибудь, кроме картошки… Наверное, у любой российской семьи есть такие переходящие из уст в уста истории про то, как они смогли побороть отчаяние и голод. Истории, неизменно кончающиеся оборотом “не приведи Господи всему этому повториться”.

И так странно, что все эти истории для меня — они из детства, смешные и далекие, я отношусь к ним как к черно-белым семейным фотографиям — мне приятно, что мы тогда все были вместе.

Но вот сейчас я повзрослел и думаю “не приведи Господи иметь нам такие же истории”.

Правда кажется, что они обязательно будут.

4 thoughts on “Как мы были бедными (но все равно выжили)

  1. Наташа Ш.

    О у меня тоже есть! Папа пришёл с работы. Ужинаем. Мама накладывает макароны. Мне, сестре и младшему брату. “мама, а вы с папой почему не кушаете? – Ешьте, детки, ешьте. Мы потом попозже поедим”. Это я уже потом поняла, что к чему. И да, всю зиму на мороженых опятах и на пайке, которого каждый месяц ох как ждали! Правда я тогда тоже не знала, что он вместо зарплаты, а не вместе с зарплатой) натура!) ну и в зарплатный день полные немого отчаяния родительские глаза с черными кругами тоже помню, да. Конфеты только по большим праздникам по-братски деленные на три части! И да, было весело нам и прекрасно. Но родители говорят, что вспоминать не хочется. Как дед мне про войну не рассказывал, так родители про 90-е. В Москве вроде такого не было, а вот как у нас в гарнизонах – это да, откровенно голодали. Народ копал картошку в совхозных полях, огороды опять же вместо зарплаты нам выдали… Это про часть “как мы выжили”)

    Reply
  2. Georgy Ayzel Post author

    Спасибо за комментарий, Наташа! Знаешь, несмотря на всю безмятежность детства, я ловлю в себе привычки, которые как раз от поведения родителей в те годы мне перешли: тотальный контроль финансов, излишняя бережливость, боль от необходимости выбрасывать испорченные продукты. С полями и огородами у нас был полный норм, а вот макароны были в диковинку! Ну и американская гуманитарка сильно выручала. Там даже игрушки могли быть, и мне кажется, что я был первым ребёнком в Новокузнецке у которого был(а) йо-йо! Правда только старший брат смог сообразить как он(а) работает 🙂

    Reply
  3. Egor Gavrilov

    А я тоже вспомнил, как в 00-м ходил в магазин Копейка за продуктами на всю семью с 200-ми рублями. При этом умудрялся сэкономить 11 на сигареты Bond 🙂 А в купленном на заработанные в маминой редакции деньги за верстку в ворде Российского Химического Журнала кассетнике крутился только вышедший альбом Knives Out ансамбля Radiohead! Было круто, хотя снова я так не хочу…

    Reply

Leave a Reply

