Как я съездил на Гляциологический симпозиум и написал статью про моделирование снежного покрова

Всем привет!

Всю прошлую неделю я провел на Гляциологическом симпозиуме в Санкт-Петербурге. Этот пост о том, как я туда попал, почему важно знать президента лично, чем отличаются гидрологическое и гляциологическое сообщество, как быстро написать статью на новую тему и многом другом (на самом деле нет).

Как я попал на Гляциологический симпозиум

Все началось в середине февраля, когда, прогуливаясь по Институту, я натолкнулся на первое информационное письмо о проведении Гляциологического симпозиума. Уже в первом письме была информация о том, что для молодых ученых, подавших тезисы на симпозиум, на конкурсной основе будет организована финансовая поддержка, покрывающая транспортные и гостиничные расходы в Санкт-Петербурге. Не буду скрывать, что этот пункт был главным триггером, подтолкнувшим меня к участию. “Поддержат – поеду, не поддержат – отзову доклад, в третий раз за год уже не так обидно”, – примерно так я рассуждал. В середине марта появились результаты отбора – грантовую поддержку получили 14 человек, и я в том числе. Мои тезисы доклада “Применение методов машинного обучения для моделирования характеристик снежного покрова” можно посмотреть на странице в ResearchGate, там же можно найти и презентацию моего доклада на симпозиуме. Дальше была авральная работа над статьей, экзистенциальный ужас и самокопание – об этом позже. Сейчас пару слов о молодежных грантах.

Почему важно знать президента

На проведение симпозиума Институт географии получил грант Русского географического общества (РГО), именно благодаря ему и стала возможна грантовая поддержка молодых ученых. На открытии симпозиума, президент Гляциологического общества, почетный президент РГО Владимир Михайлович Котляков заметил, что распоряжение о соответствующей финансовой поддержке подписал лично президент РГО, министр обороны Сергей Шойгу. Так что деньги в стране есть, нужно просто быть тем, кто может их просить, и знать у кого их просить 🙂 Я, конечно, очень благодарен за грант – работа над новой темой дала крайне полезный опыт.

Чем отличаются гляциологическое и гидрологическое сообщества?

Ничем. Оба сообщества имеют похожую структуру песочных часов – много и зубров науки, и молодежи, а вот средний класс (40-50 лет) представлен скудно. Субъективно кажется, что любовь к горам, ледникам и снегу сильнее сближает людей, чем любовь к рекам, озерам и водохранилищам 🙂 Наверное, это связано с объективно более тяжелыми условиями полевой работы.

Как быстро написать статью на новую тему

Организаторами симпозиума в информационных письмах также указывалось, что участники могут в срок до середины апреля подать свои статьи в журнал “Лед и снег“, издаваемый Институтом географии РАН. Я, конечно, решил воспользоваться и этой возможностью.

Раньше я никогда моделированием непосредственно снежного покрова не занимался, уделяя все свое внимание речному стоку, поэтому для меня это был определенный вызов. Вооружившись данными по снежному покрову и метеорологическим условиям с трех стационаров, разбросанным по всему миру, заряженным стеком инструментов программирования на python, и замечательным руководством Джеффа Лиикка, я принялся писать свою первую статью по моделированию снежного покрова.

Собственно workflow был стандартный:

  • подготовка данных (приведение всех единиц к одному стандарту, работа с пропусками и выбросами, унификация периодов наблюдений) –>
  • построение регрессионных моделей (одиночные деревья принятия решений, адаптивный и градиентный бустинги над ними) –>
  • проверка моделей (кросс-валидация методом выброшенной точки) –>
  • создание графиков, карт –>
  • обобщение результатов, построение таблиц –>
  • создание истории исследования:
    • почему нам важно то, что мы делаем; почему это важно не только нам; кто, как и когда занимался подобными исследованиями, что у них получилось и как повлияло на наш путь (введение);
    • какие данные и модели мы взяли, чем обоснован этот выбор; подробное описание используемых методов (данные и методы);
    • какие результаты мы получили; что мы можем извлечь из этих результатов (результаты);
    • какие мы можем сделать выводы из нашей истории; для кого это может быть полезно, стоит ли развивать предложенную работу и в каких направлениях (выводы).

Всего на статью было потрачено около месяца напряженной работы.

Журнал “Лед и снег” размещает свои статьи в открытом доступе и поддерживает предварительную публикацию (препринт) работы в социальных сетях и профессиональных сообществах, поэтому мне было легко сделать первый шаг в направлении открытой науки – препринт моей статьи “Применение методов машинного обучения для моделирования толщины снежного покрова” доступен на странице в ResearchGate, а также по прямой ссылке. Буду рад любым мнениям и комментариям – оставляйте их, пожалуйста, в комментах к этой записи, или пишите в личку (мои контакты).

Экзистенциальный ужас и самокопание

Конечно, погружаться в новую тему, да еще в жестких рамках дедлайна, было страшно. В сложные моменты работы над данными я даже обещал себе, что больше никогда не буду так экспериментировать. Но знаете, это было круто. Если будет возможность, с удовольствием повторю подобный челлендж.

Leave a Reply

