Переезд в Германию. Мотивация

 

Всем привет!

Наверное, вопрос “Как вообще тебе вообще это в голову пришло?” в связи с нашим переездом является одним из самых частых. Попробуем разобраться.

2016 год был самым успешным в моей жизни по многим причинам, заслуживающим отдельного поста. Но мы сейчас остановимся на финансовом здоровье, проблемы с которым как раз и толкают многих на смену обстановки. В прошлом году я получал не только зарплату, но и деньги с двух грантов РНФ (в одном из которых я был ответственным исполнителем), а также с личного РФФИ мол_а — по совокупности источников это был наш самый жирный год. Сейчас в это уже сложно поверить, но мы первый раз в жизни смогли выйти из года с положительным балансом (если бы съездили в отпуск, то просадили бы весь профит, но было не до этого). Поэтому финансовую причину переезда мы отметаем, в Германии я зарабатываю меньше.
Отдельно хочу отметить тотальное непонимание этого факта родителями, которые считают, что в Германии мы наконец-то сможем заработать на машину (хотя кому она уже нужна-то?)

Главная причина, побудившая меня искать варианты работы в другом месте — потеря долгосрочной перспективы в Институте водных проблем. Объясню на пальцах:

  1. Я так и не смог вписаться в работу нашей лаборатории.
    Странно, но факт — после трех лет работы модель SWAP, которая является основным рабочим инструментом нашей лаборатории, так и не стала для меня родной. Сначала я хотел переписать весь ее Fortran 77 код на Python 3, но на 200-ой строке столкнулся с первым оператором GOTO и понял, что не смогу восстановить логику стандартными способами. Второй заход у меня был с кодом SWAP на C++ нашего штатного программиста, но на той же 200-ой строке я понял, что никакого рефакторинга код не претерпел и конструкция GOTO была им перенесена. Я сел писать с нуля по статьям и монографии, но это требовало колоссальных затрат времени (все-таки оригинальный код писался годами), которого (сюрприз) не было. Можно было бы, конечно, просто махнуть все в исполняемый файл (.exe) и использовать сложнейшую модель тепло- и влагообмена поверхности суши с атмосферой как черный ящик, но черных ящиков моделей машинного обучения мне и так хватало с лихвой.
    В конце концов я переключился на простые концептуальные модели формирования стока (HBV, GR4J и т.д.), начал плотно работать над своим молодежным грантом и совсем откололся от родной лаборатории, выполняя для общего дела только инженерскую работу по типовой обработке данных, рисованию карт, обзору литературы, решению мелкой бюрократии и т.д.
  2. Я понял, что один все не вывезу.
    Один в поле воин я сел писать код и статьи, но тут как-то четко пришло сознание того, что выставлять себя сложившимся ученым и экспертом в каком-то вопросе я просто не могу — мне не хватало опыта, знаний, хороших результатов. В России было только одно место куда бы я мог пойти расти со своим бэкграудом, но и я туда не хотел, и меня там не хотели.
  3. Разрушительный прогноз.
    Мои модельные просчеты будущего развития лаборатории на ближайшие 5-7 лет неминуемо скатывались либо в саморазрушение, либо в поглощение кем-то более могущественным. Любое поглощение приводит к потери автономности. В моем будущем после поглощения все было еще хуже — я не был первым автором ни одной статьи.
  4. Вакуум.
    В итоге, 2016 год стал для меня вакуумным — ИВП меня не принимал, я отторгал ИВП из себя. СМУ, дискуссионный клуб, диссертационная бюрократия были вынесены за скобки моих интересов (жалко, что за этими скобками они были вообще никому не нужны). Мы серьезно думали переехать в Питер или Петрозаводск — казалось, что точка опоры может быть где угодно, но точно не в Москве.
  5. Переключатель.
    У меня не было определенной точки перелома, момента, в который бы я осознанно решил, что нам нужно уезжать и нужно искать конкретные варианты. Я просто начал внимательнее просматривать твиттер, отмечать для себя требования, подучивать английский и т.д. Я поговорил со своими коллегами, у которых был опыт работы заграницей и постепенно начал понимать, что не так уж страшно и тяжело будет сменить обстановку.

Многие, с кем я уже успел поговорить после нашего переезда, услышав такую мотивационную раскладку недоумевают и продолжают переспрашивать: “Ну вот в Москве же были и деньги, и независимость, и перспективы… Не могу все равно понять, почему вы решили сделать такой шаг назад”. Многие, я уверен, просто считают, что это продление молодости и такой завуалированный отказ от ответственности взрослой жизни. Кто-то считает, что я что-то недоговариваю, и тут много скрытых, подковерных моментов.

А мы просто сидели с женой на кухне и разговаривали:

  • Похоже на то, что у нас как не было ничего, так в ближайшее время и не будет. Может пусть у нас в другом месте ничего не будет? Какая в принципе разница? А так хоть движение какоe-то закрутится…
  • Да, можно попробовать.

Время все расставит по своим местам и обязательно покажет в чем мы были правы, а в чем ошибались.


Подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Следующий пост будет посвящен поиску академических позиций.

Спасибо, что читаете!

3 thoughts on “Переезд в Германию. Мотивация

  1. Павел

    Цепочка “Москва – Питер – Germany” – это цепь рассуждений нормального человека. Здорового от удушающей ностальгии, страха перед иноземщиной и лишённого сакрального “нас и тут неплохо кормят”.
    С другой стороны понятно, что бывает и шило на мыло. И тут опять выручают мозги! И в Европе можно просидеть штаны, а можно и сделать карьеру. Я считаю, что ты выбрал хороший поворот. А время покажет, каков будет объём урожая 😉

    Reply
    1. Georgy Ayzel Post author

      Штаны тут просиживаются с бОльшим комфортом, это факт. Скучаю по своим 32 Гб оперативки, тут бы очень пригодились.

      Reply
  2. Pingback: Переезд в Германию. Поиск позиции | Georgy Ayzel procrastination history

Leave a Reply

