Переезд в Германию. Поиск позиции

Всем привет!

В прошлый раз поговорили с вами о причинах переезда, сегодня настала очередь рассказать о процессе поиска подходящей позиции.

PhD или postdoc?

Конечно, я хотел постдок — я же молодой, недавно защитившийся кандидат наук, который может… Да почти ничего и не может. Статей хороших нет, любимой темы нет, английский хромает, коммуникационные навыки слабые. А вот для PhD я был вполне норм — хоть какие-то статьи, английский и рабочий код у меня были. Возможностей для PhD на порядок больше, выбор есть, да и конкуренция меньше — значит, решено. Будем искать PhD.

Пруф по теме от моей однокурсницы Саши Тюкавиной (Post-Doctoral Research Associate at University of Maryland) из ее коммента на фб к моему прошлому посту:

Переезд зарубеж на Ph.D. позицию, будучи уже кандидатом наук, имхо по нескольким причинам лучше, чем сразу на пост-дока. Во-первых, чтобы было время поучиться в другой научной школе. У постдоков этого времени просто нет, нужно сразу производить результаты. Во-вторых, за время учебы в Ph.D. программе обрастаешь связями, и потом легче найти те же пост-док позиции. А если сразу приехать на постдока на пару лет и все время работать, то не будет времени для нетворкинга. К тому же, если брать какие-то курсы в универе во время Ph.D., это тоже способствует социализации. В-третьих, в плане эмиграции легче обычно со степенью, полученной в стране. Ну и, опять же, времени больше на то, чтобы разобраться со всем и подготовить документы.

Очень полезный твиттер

Еще год назад твиттер был для меня основным средством получения свежих новостей и интересного контента. “Держать руку” на пульсе — это как раз все про твиттер.

Современные социальные сети устроены таким образом, что степень их полезности прямо зависит от вашей вовлеченности в формирование нового контента и ранжирование старого (лайки, шеры, алишеры). Если вы нацелены на поиск подходящей позиции, то в первую очередь вам нужно:

  1. Максимально подробно заполнить профиль — нормальная фотография, ключевые слова, ссылка на веб-сайт, вот это все. После этого нейронная сетка твиттера будет предлагать вам подписаться не на жуликов и воров, а на топ исследователей и организаций в вашей области (поверьте, они там есть и их там много).
  2. Подписывайтесь на рекомендации твиттера, ищите коллег по цеху сами — вам нужно сформировать свой профиль интересов и тем самым максимально облегчить жизнь себе и нейронной сети — ей самой приятно доставлять вам максимально релевантный контент.
  3. Ставьте лайки, репостите, комментируйте. Это новые правила игры — если вы не ведете себя активно в соц.сети (любой), то ваши шансы попадать в ленту ваших друзей, ленту рекомендаций и т.д. уменьшаются — нейронная сеть любит лояльных пользователей и помогает им в ответ на активность распространять их собственный контент.
  4. Прикрепите в топ твит о том, что вы ищете позицию. Поверьте, это работает.

Месяц-два активного использования и вы сами удивитесь как много полезной информации будете находить именно в твиттере.

Я нашел позицию через твиттер-аккаунт @ResearchGermany (сюрприз!).

Полезный фейсбук

В использовании фб у меня опыта мало, но вот странички Young Hydrologic Society и Graduate opportunities in hydrology and climate change я дико рекомендую.

Просто спроси

Я сейчас говорю исключительно за себя, но мой опыт разговоров с российскими докторами наук о возможности у них поработать не очень оптимистичный. Каждый такой разговор был для меня каким-то ужасным унижением, когда ты с протянутой рукой пытаешься объяснить, что хочешь работать, а твой собеседник пытается тебе объяснить, что молодым у нас везде дорога, но денег нет, а вот если будут, тогда… Короче, если бы не мой научник (Евгений Михайлович Гусев, наш зав.лаб), то шагал бы я сейчас по трубопроводу в районе Нового Уренгоя. Причина этому, конечно, единственная — это деньги. Деньги, которые наши ученые получают — это деньги не на развитие научной школы, это деньги на выживание и поддержание уровня, и естественно, что многие считают их своими личными сбережениями. Поэтому, чтобы стать лишним ртом, нужно долго работать за копейки нарабатывая репутацию и доверие.

В Европе ситуация другая — тут никаких счетов и лишних личных денег у ученого нет, зарплату и бонусы платят аспиранту/научному сотруднику фонды/университеты/сообщества в фиксированном объеме. Ваш руководитель этих денег и не видит, что намного упрощает жизнь и как следствие — научную коммуникацию. Абсолютно нормально написать доктору у которого бы вы хотели работать мотивационное письмо и приложить к нему свое резюме — кто-то, конечно, не ответит, кто-то ответит, что сейчас открытых проектов у него нет, ну а кто-то даст вам возможность получить работу.

За полгода я успел початиться с 10-15 докторами из Европы и Канады, половина из которых выкатывала мне либо список (иногда нереально гигантский) контактов, либо непосредственно открытые позиции. Добра от добра я искать не стал и, когда получилось с Германией, остальные рабочие варианты прикрыл (может и зря (на самом деле нет)).

Лайк, шер, алишер

Под лежачий камень вода не течет. Чем раньше вы начнете формировать свой исследовательский бренд, повышать узнаваемость в тусовке, тем выше у вас шансы быстро найти подходящую позицию. У меня не было возможности ездить на AGU/EGU, но я постоянно обсуждал что-то в твиттере с ведущими гидрологами и ребятами из YHS, комментил их статьи, критиковал методы и т.д. Это дало очень хороший результат — меня почти никто не знает лично, но многие знают чем я занимаюсь и какой код пишу. И все благодаря лайкам, шерам, алишерам (зачеркнуто). Тем не менее, я пока еще не потерял надежды хоть раз съездить на EGU и затусить со всеми лично.

Выводы

Тот самый случай, когда песня скажет больше, чем тысяча слов.

Бонус. Что есть сейчас?

Лучшая позиция из доступных на данный момент (31 мая 2017) — PhD на тему сезонных прогнозов стока в группе Луиса Саманиего, UFZ.


Спасибо, что читаете!

С удовольствием читаю и с не меньшим удовольствием отвечаю на все комменты, спасибо всем за фидбек и участие.

В следующий раз поговорим о написании заявки на PhD позицию.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram — там вы найдете мой топ новостей из мира науки и технологий.

One thought on “Переезд в Германию. Поиск позиции

  1. Pingback: Переезд в Германию. Подаем документы на конкурс | Georgy Ayzel procrastination history

Leave a Reply

