Переезд в Германию. Подаем документы на конкурс

Всем привет!

В прошлой части мы поговорили с вами о поиске позиции. Сегодня я хочу поделиться своим опытом подачи документов на несколько конкурсов на позицию PhD.

У всех конкурсов единственная цель — найти высокомотивированного человека с прямыми руками и хорошим бэкграундом для решения конкретной научной задачи. В своих документах вы должны четко дать понять, что вы именно тот ученый, который всем нужен.

Только конкурс, только хардкор

Не стоит рассчитывать на то, что вас пригласят на PhD (или Postdoc) под какой-то грант (или проект) без конкурса. Конкурс будет всегда и он будет высоким — обычно от 3 до 8 человек на место. Бояться этого не стоит, ведь именно (и только) жесткая конкуренция может сделать вас (и вашу работу) лучше.

И пожалуйста, не подавайте документы на все конкурсы, которые сможете найти, но которые только отдаленно связаны с вашей темой — таких бестолочей будет половина, организаторы их легко вычисляют и ненавидят.

Основные документы

Набор документов разнится от конкурса к конкурсу, но постоянный костяк выглядит примерно так:

  1. Резюме,
  2. Мотивационное письмо,
  3. Описание проекта,
  4. Рекомендации,
  5. Список публикаций,
  6. Дипломы и оценки,
  7. Подтверждение знания языка.

Теперь пройдемся по ключевым пунктам подготовки каждого документа. В качестве бонуса выкладываю все ссылки на мои документы — может это и не лучший вариант (на самом деле нет), но за стартовую точку сойдет.

CV (резюме)

Вообще первое, что будут смотреть. У вас есть две страницы, чтобы сформировать у комиссии хорошее мнение.

  1. Фотография. Пожалуйста, не нужно вставлять убогую, скучную фотку 3*4. Выберите такую фотографию, где вы выглядите естественно. Лучший вариант — фотография на которой вы неистово и с энтузиазмом работаете в поле (не на картофельном).
  2. Контактные данные. Дайте не только номер телефона и e-mail, а еще ссылку на ваш блог или репозиторий с кодом, например. Так вы показываете свою открытость.
  3. Используйте стандартные макро-блоки: образование, публикации, гранты-награды-премии, участие в конференциях, опыт работы по специальности (полевой / не полевой), навыки, интересы-хобби.
  4. Для публикаций обязательно указывайте название журнала и doi.
  5. Самая важная часть — навыки. Комиссия должна увидеть, что вы уже много умеете и без труда сможете приступить к задаче сразу же, а не через год, когда закончатся ваши курсы по введению в программирование. Формулируйте все максимально конкретно. Не вздумайте писать то, что вы не умеете делать.
  6. Все должно быть в табличной форме, но постарайтесь выбрать не ужасно унылое оформление. Хорошие варианты есть в Google Docs Template Gallery, я пользовался одним из шаблонов Overleaf.

Мое резюме.

Motivation letter (мотивационное письмо)

Окей, ваше резюме прочитано, первые очки набраны, на следующем этапе комиссии нужно разобраться почему такое золото как вы хочет занять именно эту позицию в конкретно этом проекте.

Главная цель мотивационного письма — показать, что вы не новичок в теме, у вас уже есть представление о том как все устроено, есть мысли как сделать лучше, и что для осуществления вашей мечты о лучшей работе на свете вам не хватало только подходящего проекта (да, именно того проекта, на позицию в котором вы подаете).

  1. Первый абзац посвятите введению в тему, которая является центральной для конкурсной позиции.
  2. Во втором абзаце сделайте акцент на исследовательской группе, частью которой вы планируете стать. Является ли она лидером в заявленной области? Почему фокусные направления исследований группы являются важными? Почему вы сможете вписаться в исследовательский ландшафт группы со своей темой?
  3. В третьем абзаце копните немного глубже именно в свою тему, напишите (в общих чертах) что вы планируете сделать. Соедините ваш бэкграунд с требованиями проекта и современными научными вызовами области исследований.
  4. Выйдите за привычные границы. Что бы вам хотелось сделать для вашего будущего исследования, но чего нет в требованиях заявки? Моей out of box point была коммуникация результатов научного исследования с сообществом и гражданами.
  5. В последнем абзаце добавьте личного. Какие ваши личные качества помогут выполнить вам работу? Можно ли рассчитывать на то, что половину рабочего времени вы не будете зависать в ютубе, ругаться с коллегами, забывать про дедлайны?

Мое мотивационное письмо.

Research concept (описание проекта)

Самый классный документ, в котором вы можете разгуляться и написать от А до Я обо всем, что хотели бы (и могли) сделать в вашем исследовательском проекте.

Будьте аккуратны с вашими смелыми идеями — возможно, они-то как раз и станут центральной темой вашей работы. Так как раз и вышло с темой моей работы в Университете Потсдама. В своем описании проекта я придумал использовать технологии глубокого обучения для сверхкраткосрочного прогноза (на час вперед) полей осадков. Это не было центральной идеей заявки, но так понравилось комиссии, что решено было перенести фокус исследований именно на эту область. Парадокс в том, что метеорологом я никогда не был и развитие технологий наукастинга в мои жизненные приоритеты никогда не входило. Так что будьте аккуратны!

Оффтоп: как чудесно иногда в жизни происходит — ты что-то придумал, а потом через полгода Яндекс презентует эту технологию. Это тема отдельного поста, но если коротко, то у нас два разных подхода — Яндекс делает все (поиск опорных векторов поля скоростей и вероятностную карту зон выпадения осадков) сверточными нейронными сетями, а мы решили сосредоточиться сразу на top technology и попробовать использовать “лучшее, что было придумано в области машинного обучения за последний десяток лет”.

Letter of recommendation (рекомендация)

Сложившееся о вас мнение должно быть подкреплено рекомендациями известных в своей области ученых. Это дополнительный способ комиссии удостовериться, что вы не обманщик. В фейсбуке был прекрасный пост на тему отличия американского и британского стилей написания рекомендательных писем. Если коротко его пересказывать, то в Америке любят восхищаться и гиперболизировать, а британцы наоборот, пишут все ужасно скудно и сухо. В российской части твиттера этот пост получил отличное продолжение (не смог найти оригинал, к сожалению) в виде дополнения “А в России вообще студент пишет рекомендацию себе самостоятельно”.

Так и здесь, ваша цель — получить объективную оценку своей работы.

У меня было рекомендательное письмо от самого активного, молодого и успешного гидролога России.

Разное

Помимо основных бумаг, о которых мы поговорили выше, всегда есть какие-то документы “до кучи”:

  • list of publications (список публикаций)
  • synopsis of thesis (краткое содержание дипломной работы)
  • diploma, grades (дипломы, табели с оценками)
  • language proficiency certificates (языковые сертификаты)

Из приведенного списка придется поработать только над кратким содержанием дипломной работы. Студентам я рекомендую просто перевести компоновку из введения и заключения. Кандидатам можно просто натаскать кусков из статей и автореферата (мой вариант).

На момент подачи документов у меня не было никаких подтверждений знания английского (в отличие от объективных сигналов о его незнании), но мне все-таки пришлось озаботиться решением этой огромной проблемы (об этом будет отдельный пост).

Отдельное спасибо МГУ за диплом на английском — если у вас диплом только на русском, то потребуется перевод (могу подсказать хорошую контору около м. Автозаводская).

Перечитай

Обязательно хорошо проверьте свой текст. Если есть возможность — попросите прочитать ваших зарубежных коллег или друзей с хорошим английским. К сожалению, я никому вычитывать текст не давал, а для проверки правописания использовал только сервис Grammarly.

Будьте внимательнее

Обычно, при подаче документов требуют все сшить в определенном порядке в один pdf файл. Пожалуйста, не нужно готовить вообще все в одном файле, а потом конвертировать его в pdf. Сделайте каждый документ в отдельном файле, а потом слейте все в один с помощью специальных программ (pdftk для linux, например) или веб-сервиса.

Отнеситесь серьезнее к требованиям оформления и порядку предоставления материалов — комиссию ужасно бесит, если что-то будет сделано не в соответствии с требованиями, так как это отнимает дополнительное время на обработку.

Удачи!

Конечно будет сложно, конечно конкуренция будет большой, но результат окупит все ваши старания!


Спасибо, что читаете!

С удовольствием читаю и с не меньшим удовольствием отвечаю на все комменты, спасибо всем за фидбек и участие.

В следующий раз поговорим о написании заявки об очном собеседовании на PhD позицию.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram — там вы найдете топ новостей из мира науки и высоких технологий.

4 thoughts on “Переезд в Германию. Подаем документы на конкурс

  1. Андрей (@AndreyDmi)

    Я читал, что фотография на резюме считается признаком плохого тона. Часто резюме с фотографиями просто сразу выкидывают из-за риска дискриминации по внешности и приёма на работу не по профессиональным навыкам, а по симпатичности физиономии.

    Reply
  2. Georgy Ayzel Post author

    Ого, ну это экстрим какой-то 🙂 Мы же на научные позиции претендуем, а не на рекламные. И почему тебя нет в телеграмме?

    Reply
  3. Pingback: Переезд в Германию. Собеседование | Georgy Ayzel procrastination history

  4. Pingback: Переезд в Германию. Как я за три недели выучил английский и сдал TOEFL на минимальный проходной балл | Georgy Ayzel procrastination history

Leave a comment