Переезд в Германию. Как я за три недели выучил английский и сдал TOEFL на минимальный проходной балл

Всем привет! В прошлой части мы поговорили о прохождении очного собеседования на академическую позицию. Сегодня я расскажу вам как сдал TOEFL iBT на минимальный проходной балл, выучив английский с upper beginner до lower intermediate за три недели.

Что случилось?

После подготовки всех необходимых документов и успешного прохождения предварительного собеседования мне нужно было подать документы на сайте проекта. Ровно посередине онлайн-формы мне предложили ввести данные о моем уровне владения английским языком, что стало для меня полным сюрпризом — до этого момента я нигде в конкурсной документации такого пункта не встречал.

Я написал менеджеру проекта, она все подтвердила.

День был 27 октября. Заполнить форму надо было до 1 ноября. Быстро прикинув, что за 4 дня я даже места для сдачи экзамена не найду, не то что подготовиться, я написал предполагаемым научным руководителям минорное письмо с темой “Полный провал”.

Слава богу, руководители моего пессимизма не разделили и сказали подавать документы без подтверждения знания английского, приложив вместо этого детальное объяснение ситуации. Менеджер проекта одобрила такой план, пояснив, что я обязан предоставить результаты теста до финального собеседования (если вообще до него дойду).

В итоге, у меня были такие вводные по времени:

  1. До финального собеседования — полтора месяца (шесть недель);
  2. Время проверки теста и получения результатов экзамена — две недели;
  3. Время для “подстраховки” — одна неделя;
  4. Времени на подготовку — (6 – 2 – 1 = 3) три недели.

Экзамены и минимальные балы

Цитирую конкурсную документацию:

All applicants whose native language is neither English nor German and who have not received their previous education in a college or university where English is the language of instruction must submit scores from one of the tests below:

  • Internet-Based Test (TOEFL iBT – minimum score 79)
  • TOEFL Computer-Based Test (CBT – minimum score 213)
  • TOEFL Paper-Based Test (PBT – minimum score 550)
  • Certificate of Proficiency in English (CPE) minimum level C
  • Certificate in Advanced English (CAE) minimum Level C
  • International English Language Testing System – Academic Test (IELTS) with a minimum of 6.5.

Погуглив, было решено сдавать TOEFL iBT. Из плюсов — лаконичная структура (Reading, Listening, Speaking, Writing) и более гибкая в сравнении с IELTS шкала (общий балл 0-120, 0-30 на каждый из четырех блоков).

На следующий день (28 октября) я записался на экзамен на 19 ноября. Пошел обратный отсчет.

Начальные условия

Сколько себя помню, мама постоянно мне говорила “Гоша, учи английский”. Видимо, именно по этой причине я его никогда не учил. 10 лет школьного курса прошли впустую, 3 года английского в МГУ тоже ничего не добавили в копилку. На всех экзаменах я тупо учил наизусть. Учил много, усердно, так же и забывал.

Из всех времен я знал только настоящее и настоящее продолженное. Необходимость сформировать вопрос обычно ставила меня в тупик.

Ситуация немного улучшилась после того, как на третьем курсе я начал читать зарубежные статьи — и пусть знания времен мне это не добавило, но хоть словарный запас увеличился.

В течение двух лет аспирантуры я читал уже намного больше статей, но систематически ничего не учил.

Вершиной моих достижений в английском стала распечатка таблицы с временами где-то через год после защиты кандидатской диссертации. Статей на английском мы не писали, на конференции не ездили.

Все было плохо.

А как ты тогда написал все эти заявки, письма, резюме?

С помощью Google Translate и Grammarly.

Как я учил английский самостоятельно, без репетитора, без денег (и без СМС)

Первым делом я решил, что не буду топить за Speaking — денег на нормального или Skype репетитора у меня не было, времени тоже. Оставались Reading, Listening, Writing.

Reading

Дневной максимум у меня был такой:

  • ежедневные новости с Verge, Lifehacker, подборки из приложений Google Newsstand и Pocket;
  • несколько тренировок на EduSynch;
  • статья в HESS;
  • Набор Vocabulary for IELTS (Vocabulary for TOEFL не понравился) на Memrise до посинения;
  • Немного Duolingo, немного Lingualeo.

У Lingualeo есть отличное расширение для Google Chrome — быстрый переводчик с возможностью сохранять слова и фразы для последующего повторения.

Listening

Моя программа на день:

  • тренировки на на EduSynch;
  • подкасты (только Stitcher, только хардкор).

Подкасты я слушал по дороге на работу и с работы (40-45 минут в одну сторону). Мне кажется, что контент тут не так важен, важно просто много слушать и прислушиваться.

На прошедшем недавно курсе по академическому письму лектор посоветовал каждый день в течение 15 минут смотреть/слушать какие-нибудь интересные передачи, а потом писать небольшое саммари. Я так делаю последний месяц и мне это кажется очень эффективным (жалко, что во время подготовки к TOEFL я об этой методике еще не знал).

Writing

Времени на Writing почти не оставалось, я сосредоточился на этом блоке только в последнюю неделю.

Для подготовки использовал ресурс Toefl resources — на нем можно найти как общие гайдлайны по структуре подачи, так и конкретные темы с примерами текстов.

Промежуточный контроль

На EduSynch можно следить за ориентировочными баллами по Reading и Listening. Мой опыт показывает, что этим числам можно доверять.

Раз в несколько дней я проходил бесплатный тест от English First. Результаты там слишком оптимистичные, но для отслеживания прогресса подойдет.

Экзамен

Об организации экзамена можно подробно прочитать на сайте TOEFL iBT, никаких неожиданностей, кроме опоздания организаторов на час (и отсутствия последующих извинений) не было. Весь экзамен проходит за персональным компьютером, другие участники особенно не мешают.

Результаты

Напомню, что мне нужно было получить минимум 79 баллов.

Через неделю после даты экзамена (26 ноября) появилась возможность посмотреть результаты в личном кабинете на сайте экзамена. У меня было 82 балла! Миссия выполнена успешно.

Хозяйке на заметку: по почте результаты пришли только в марте (!).

Выводы

  • сдал и прошел в финальный отборочный тур;
  • (ожидаемо) завалил Speaking;
  • понял, что при наличии системы английский можно достаточно быстро подтянуть до среднего уровня.

Основные ссылки:


Спасибо, что читаете!

С удовольствием читаю и с не меньшим удовольствием отвечаю на все комменты, спасибо всем за фидбек и участие.

В следующий раз (теперь уж точно) поговорим о подготовке к переезду.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram — там вы найдете топ новостей из мира науки и высоких технологий.

Advertisements

Переезд в Германию. Собеседование

Всем привет! В прошлой части мы поговорили о подготовке пакета документов для участия в конкурсе на PhD позицию. Сегодня я расскажу что происходит на втором этапе конкурсного отбора.

Сколько вообще этапов?

В большинстве случаев отборочных этапов два — на первый этап вы подаете комплект документов, второй этап проходит в виде в очного собеседования. Есть два типа очного собеседования: 1) Skype interview, 2) On-site presentation and interview. Я участвовал в обоих типах и могу с уверенностью сказать, что это самая важная часть. Конечно, даже при положительном результате отбора вас потом может завернуть фонд, но контакты и впечатление от вашей личности останутся (это важно).

Технические детали

За пару недель с вами должны связаться для назначения даты интервью. Постарайтесь выбрать самый тихий и спокойный день, заранее определиться с местом (работа/дом/другое).

Вам нужно очень серьезно подойти к техническим вопросам организации интервью:

  1. Проверить камеру и микрофон;
  2. Обновить Skype;
  3. Убедиться в хорошей скорости интернет-соединения;
  4. Позаботиться о запасном варианте;
  5. Выбрать место с хорошей звукоизоляцией и освещением;
  6. Сделать пару-тройку пробных звонков.

Я был свидетелем одного ужаснейшего скайп-интервью в ходе проведения которого отваливался микрофон, интернет, свет. Этот человек конкурсный отбор не прошел.

Если у вас on-site интервью, то подготовьте презентацию (даже если она не нужна), и не забудьте конвертнуть в pptx, ppt, pdf. Дресс-код соблюдать необязательно, хотя от сексистских рубашек лучше все-таки отказаться.

О чем нужно рассказать

В среднем на собеседование отводится полчаса. У вас есть 15 минут, чтобы усилить у интервьюверов положительное впечатление.

Тайминг:

  • 0-1 мин.: Кто, откуда, где жили, что закончили.
  • 1-8 мин.: Научный бэкграунд. Расскажите подробно над чем вы работали бакалавром, магистром, специалистом, аспирантом (кто на что учился). Времени мало, постарайтесь не распыляться на мелкие детали.
  • 8-11 мин.: Конкретные результаты. Статьи.
  • 11-12 мин.: Семья, мотивация, осознанность, готовность к переезду.
  • 12-15 мин.: Не, ну серьезно? Краткость — сестра таланта, пора бы уже запомнить 🙂

Я рекомендую тщательно подготовить речь: написать на бумаге, перепроверить на ошибки, еще раз перепроверить. Я каждое свое выступление учу наизусть, прорабатываю каждый слайд, засекаю время, выступаю перед женой. Подготовьте шутку, но смотрите по обстоятельствам — вворачивайте только с полной уверенность, что зайдет.

О чем будут спрашивать

В интернете очень много информации про подготовку к онлайн-интервью, но самые ценные советы мне дала моя однокурсница Маша Гунько, у которой уже был опыт получения позиции в Германии. Если вам есть кому позвонить — звоните, в личной беседе можно получить намного больше информации, чем в любом блоге (тем более моем 🙂 ).

Топ хот-топиков на интервью такой:

  1. Мотивация.
    Вашим будущим коллегам нужно понять насколько вы готовы погрузиться в тему. Покажите, что PhD для вас — три года черной работы на себя и лабораторию, а не время для поиска предложений получше.
  2. Бэкграунд.
    Тема наиболее интересная интервьюверам, тесно связана с мотивацией. Расхожие фразы типа “я очень мотивирован”, “я так хочу развивать эту тему” будут иметь смысл только при опоре на конкретный бэкграунд.
    Хорошо: “Я три года занимался поиском модельных параметров для расчета стока неизученных водосборов. Тема краткосрочных прогнозов для меня не родная, но это отличная возможность для повышения квалификации”.
    Плохо: “Я три года занимался изучением нерестилищ лососевых рыб, но краткосрочный прогноз стока кажется мне такой перспективной темой, я прям мотивирован-мотивирован”.
  3. Тема будущего исследования.
    Общее видение темы, инструменты исследования, предполагаемые результаты, тайминг. Покажите, что вы уже начали думать над темой и прорабатывать какие-то направления ее развития.
  4. Что вы будете делать, если что-то в вашем исследовании пойдет не так.
    На каждом моем собеседовании обязательно был этот вопрос. Не знаю за что его так любят, ведь для ученого ответ на него очевиден: “Если мы делали все правильно, но что-то пошло не так — значит мы действительно смогли найти что-то новое”. Если это не будет смотреться домашней заготовкой, то можете смело ввернуть цитату Альфреда Зоммера (Alfred Sommer):

If an experiment turns out exactly as expected, you haven’t truly learned anything”

  1. Что вы будете делать, если не получите поддержку.
    Покажите, что у вас есть цель и вы от нее не отступитесь — пусть не этот проект, так другой поможет вам стать настоящим профессионалом.
  2. Если вы получите поддержку, то какие у вас планы на жизнь после PhD?
    Вы наверняка хотите пару постдок-сроков, не бойтесь об этом рассказать.
  3. Есть ли у вас какие-то требования по организации рабочего места?
    Если вам понадобится мощный рабочий компьютер, серверное время и свободная пятница, то скажите это сразу.

Что потом?

Расслабьтесь и ждите, вы сделали все, что могли.

Мне приходилось ждать от нескольких часов до недели. Не делайте из ожидания отдельного дела, возвращайтесь к работе.


Спасибо, что читаете!

С удовольствием читаю и с не меньшим удовольствием отвечаю на все комменты, спасибо всем за фидбек и участие.

В следующий раз поговорим о подготовке к переезду.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram — там вы найдете топ новостей из мира науки и высоких технологий.

Как вставать в 5 утра 

Всем привет!

Решил немного отвлечься от рассказа о переезде нашей семьи в Германию и написать о ежедневной рутине. Погнали сразу в топ!

Как вставать в 5 утра

Вечером:

1. Решите, что вы будете есть на завтрак. Я рекомендую завтракать хлопьями с молоком — это максимально просто, быстро и безопасно;

2. Решите, что наденете. Тут девчонкам сложнее, но вы постарайтесь хоть как-то сузить неопределенность;

3. Нагрузите себя какой-нибудь домашней физкультурой. Я отжимаюсь (без фанатизма);

4. В душ. Контрастный лучше;

5. (Опционально) Одну (и только одну) серийку любимого сериальчика.

6. Будильник. Будильник. Будильник. Мне хватает 6 часов сна. Выясните, сколько хватает вам.

Утром:

1. Сделайте все, чтобы встать с кровати. Мне здорово облегчает жизнь будильник, встроенный в фитнес-трекер (Xiaomi MiBand2);

2. Сразу идите в ванную. Можно с закрытыми глазами и на ощупь;

3. Начинайте чистить зубы. Нужно чистить пока более-менее не откроете глаза. Если держать руку под холодной водой, то процесс можно ускорить;

4. Завтракать. Насыпали хлопья, залили молоком, завтрак готов;

5. Пора потихоньку нагружаться. Подойдут лекции TEDx, Постнаука, какой-нибудь не унылый ютубчик, подкаст на 10-15 минут завтрака;

6. Сделайте путь на работу полезным. В Потсдаме я просто еду на велике, в Москве слушал подкаст на английском.

7. Первый час на работе — золотой. Потратьте его на самую сложную задачу. Дальше по желанию.

Зачем вообще нужно вставать в 5 утра?

Есть несколько вариантов:

1. Просто надо (идти на работу, ехать на учебу, отвозить ребенка);

2. Хочется успевать больше;

3. Хочется ехать на работу в полупустом общественном транспорте;

4. Хочется больше времени проводить с семьей.

Для меня утро — самое продуктивное и креативное время. Прохладно, безлюдно, семья спит — самое время для сосредоточенной работы! Тем более, что в это время и добраться до работы намного проще. Когда жили в Москве я проклинал все на свете, если мне по какой-то причине приходилось ехать в Институт не в 6-7, а в 9 утра.

В следующий раз расскажу, как работать по 11 часов не теряя в продуктивности.

Спасибо, что читаете!

Переезд в Германию. Подаем документы на конкурс

Всем привет!

В прошлой части мы поговорили с вами о поиске позиции. Сегодня я хочу поделиться своим опытом подачи документов на несколько конкурсов на позицию PhD.

У всех конкурсов единственная цель — найти высокомотивированного человека с прямыми руками и хорошим бэкграундом для решения конкретной научной задачи. В своих документах вы должны четко дать понять, что вы именно тот ученый, который всем нужен.

Только конкурс, только хардкор

Не стоит рассчитывать на то, что вас пригласят на PhD (или Postdoc) под какой-то грант (или проект) без конкурса. Конкурс будет всегда и он будет высоким — обычно от 3 до 8 человек на место. Бояться этого не стоит, ведь именно (и только) жесткая конкуренция может сделать вас (и вашу работу) лучше.

И пожалуйста, не подавайте документы на все конкурсы, которые сможете найти, но которые только отдаленно связаны с вашей темой — таких бестолочей будет половина, организаторы их легко вычисляют и ненавидят.

Основные документы

Набор документов разнится от конкурса к конкурсу, но постоянный костяк выглядит примерно так:

  1. Резюме,
  2. Мотивационное письмо,
  3. Описание проекта,
  4. Рекомендации,
  5. Список публикаций,
  6. Дипломы и оценки,
  7. Подтверждение знания языка.

Теперь пройдемся по ключевым пунктам подготовки каждого документа. В качестве бонуса выкладываю все ссылки на мои документы — может это и не лучший вариант (на самом деле нет), но за стартовую точку сойдет.

CV (резюме)

Вообще первое, что будут смотреть. У вас есть две страницы, чтобы сформировать у комиссии хорошее мнение.

  1. Фотография. Пожалуйста, не нужно вставлять убогую, скучную фотку 3*4. Выберите такую фотографию, где вы выглядите естественно. Лучший вариант — фотография на которой вы неистово и с энтузиазмом работаете в поле (не на картофельном).
  2. Контактные данные. Дайте не только номер телефона и e-mail, а еще ссылку на ваш блог или репозиторий с кодом, например. Так вы показываете свою открытость.
  3. Используйте стандартные макро-блоки: образование, публикации, гранты-награды-премии, участие в конференциях, опыт работы по специальности (полевой / не полевой), навыки, интересы-хобби.
  4. Для публикаций обязательно указывайте название журнала и doi.
  5. Самая важная часть — навыки. Комиссия должна увидеть, что вы уже много умеете и без труда сможете приступить к задаче сразу же, а не через год, когда закончатся ваши курсы по введению в программирование. Формулируйте все максимально конкретно. Не вздумайте писать то, что вы не умеете делать.
  6. Все должно быть в табличной форме, но постарайтесь выбрать не ужасно унылое оформление. Хорошие варианты есть в Google Docs Template Gallery, я пользовался одним из шаблонов Overleaf.

Мое резюме.

Motivation letter (мотивационное письмо)

Окей, ваше резюме прочитано, первые очки набраны, на следующем этапе комиссии нужно разобраться почему такое золото как вы хочет занять именно эту позицию в конкретно этом проекте.

Главная цель мотивационного письма — показать, что вы не новичок в теме, у вас уже есть представление о том как все устроено, есть мысли как сделать лучше, и что для осуществления вашей мечты о лучшей работе на свете вам не хватало только подходящего проекта (да, именно того проекта, на позицию в котором вы подаете).

  1. Первый абзац посвятите введению в тему, которая является центральной для конкурсной позиции.
  2. Во втором абзаце сделайте акцент на исследовательской группе, частью которой вы планируете стать. Является ли она лидером в заявленной области? Почему фокусные направления исследований группы являются важными? Почему вы сможете вписаться в исследовательский ландшафт группы со своей темой?
  3. В третьем абзаце копните немного глубже именно в свою тему, напишите (в общих чертах) что вы планируете сделать. Соедините ваш бэкграунд с требованиями проекта и современными научными вызовами области исследований.
  4. Выйдите за привычные границы. Что бы вам хотелось сделать для вашего будущего исследования, но чего нет в требованиях заявки? Моей out of box point была коммуникация результатов научного исследования с сообществом и гражданами.
  5. В последнем абзаце добавьте личного. Какие ваши личные качества помогут выполнить вам работу? Можно ли рассчитывать на то, что половину рабочего времени вы не будете зависать в ютубе, ругаться с коллегами, забывать про дедлайны?

Мое мотивационное письмо.

Research concept (описание проекта)

Самый классный документ, в котором вы можете разгуляться и написать от А до Я обо всем, что хотели бы (и могли) сделать в вашем исследовательском проекте.

Будьте аккуратны с вашими смелыми идеями — возможно, они-то как раз и станут центральной темой вашей работы. Так как раз и вышло с темой моей работы в Университете Потсдама. В своем описании проекта я придумал использовать технологии глубокого обучения для сверхкраткосрочного прогноза (на час вперед) полей осадков. Это не было центральной идеей заявки, но так понравилось комиссии, что решено было перенести фокус исследований именно на эту область. Парадокс в том, что метеорологом я никогда не был и развитие технологий наукастинга в мои жизненные приоритеты никогда не входило. Так что будьте аккуратны!

Оффтоп: как чудесно иногда в жизни происходит — ты что-то придумал, а потом через полгода Яндекс презентует эту технологию. Это тема отдельного поста, но если коротко, то у нас два разных подхода — Яндекс делает все (поиск опорных векторов поля скоростей и вероятностную карту зон выпадения осадков) сверточными нейронными сетями, а мы решили сосредоточиться сразу на top technology и попробовать использовать “лучшее, что было придумано в области машинного обучения за последний десяток лет”.

Letter of recommendation (рекомендация)

Сложившееся о вас мнение должно быть подкреплено рекомендациями известных в своей области ученых. Это дополнительный способ комиссии удостовериться, что вы не обманщик. В фейсбуке был прекрасный пост на тему отличия американского и британского стилей написания рекомендательных писем. Если коротко его пересказывать, то в Америке любят восхищаться и гиперболизировать, а британцы наоборот, пишут все ужасно скудно и сухо. В российской части твиттера этот пост получил отличное продолжение (не смог найти оригинал, к сожалению) в виде дополнения “А в России вообще студент пишет рекомендацию себе самостоятельно”.

Так и здесь, ваша цель — получить объективную оценку своей работы.

У меня было рекомендательное письмо от самого активного, молодого и успешного гидролога России.

Разное

Помимо основных бумаг, о которых мы поговорили выше, всегда есть какие-то документы “до кучи”:

  • list of publications (список публикаций)
  • synopsis of thesis (краткое содержание дипломной работы)
  • diploma, grades (дипломы, табели с оценками)
  • language proficiency certificates (языковые сертификаты)

Из приведенного списка придется поработать только над кратким содержанием дипломной работы. Студентам я рекомендую просто перевести компоновку из введения и заключения. Кандидатам можно просто натаскать кусков из статей и автореферата (мой вариант).

На момент подачи документов у меня не было никаких подтверждений знания английского (в отличие от объективных сигналов о его незнании), но мне все-таки пришлось озаботиться решением этой огромной проблемы (об этом будет отдельный пост).

Отдельное спасибо МГУ за диплом на английском — если у вас диплом только на русском, то потребуется перевод (могу подсказать хорошую контору около м. Автозаводская).

Перечитай

Обязательно хорошо проверьте свой текст. Если есть возможность — попросите прочитать ваших зарубежных коллег или друзей с хорошим английским. К сожалению, я никому вычитывать текст не давал, а для проверки правописания использовал только сервис Grammarly.

Будьте внимательнее

Обычно, при подаче документов требуют все сшить в определенном порядке в один pdf файл. Пожалуйста, не нужно готовить вообще все в одном файле, а потом конвертировать его в pdf. Сделайте каждый документ в отдельном файле, а потом слейте все в один с помощью специальных программ (pdftk для linux, например) или веб-сервиса.

Отнеситесь серьезнее к требованиям оформления и порядку предоставления материалов — комиссию ужасно бесит, если что-то будет сделано не в соответствии с требованиями, так как это отнимает дополнительное время на обработку.

Удачи!

Конечно будет сложно, конечно конкуренция будет большой, но результат окупит все ваши старания!


Спасибо, что читаете!

С удовольствием читаю и с не меньшим удовольствием отвечаю на все комменты, спасибо всем за фидбек и участие.

В следующий раз поговорим о написании заявки об очном собеседовании на PhD позицию.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram — там вы найдете топ новостей из мира науки и высоких технологий.

Переезд в Германию. Поиск позиции

Всем привет!

В прошлый раз поговорили с вами о причинах переезда, сегодня настала очередь рассказать о процессе поиска подходящей позиции.

PhD или postdoc?

Конечно, я хотел постдок — я же молодой, недавно защитившийся кандидат наук, который может… Да почти ничего и не может. Статей хороших нет, любимой темы нет, английский хромает, коммуникационные навыки слабые. А вот для PhD я был вполне норм — хоть какие-то статьи, английский и рабочий код у меня были. Возможностей для PhD на порядок больше, выбор есть, да и конкуренция меньше — значит, решено. Будем искать PhD.

Пруф по теме от моей однокурсницы Саши Тюкавиной (Post-Doctoral Research Associate at University of Maryland) из ее коммента на фб к моему прошлому посту:

Переезд зарубеж на Ph.D. позицию, будучи уже кандидатом наук, имхо по нескольким причинам лучше, чем сразу на пост-дока. Во-первых, чтобы было время поучиться в другой научной школе. У постдоков этого времени просто нет, нужно сразу производить результаты. Во-вторых, за время учебы в Ph.D. программе обрастаешь связями, и потом легче найти те же пост-док позиции. А если сразу приехать на постдока на пару лет и все время работать, то не будет времени для нетворкинга. К тому же, если брать какие-то курсы в универе во время Ph.D., это тоже способствует социализации. В-третьих, в плане эмиграции легче обычно со степенью, полученной в стране. Ну и, опять же, времени больше на то, чтобы разобраться со всем и подготовить документы.

Очень полезный твиттер

Еще год назад твиттер был для меня основным средством получения свежих новостей и интересного контента. “Держать руку” на пульсе — это как раз все про твиттер.

Современные социальные сети устроены таким образом, что степень их полезности прямо зависит от вашей вовлеченности в формирование нового контента и ранжирование старого (лайки, шеры, алишеры). Если вы нацелены на поиск подходящей позиции, то в первую очередь вам нужно:

  1. Максимально подробно заполнить профиль — нормальная фотография, ключевые слова, ссылка на веб-сайт, вот это все. После этого нейронная сетка твиттера будет предлагать вам подписаться не на жуликов и воров, а на топ исследователей и организаций в вашей области (поверьте, они там есть и их там много).
  2. Подписывайтесь на рекомендации твиттера, ищите коллег по цеху сами — вам нужно сформировать свой профиль интересов и тем самым максимально облегчить жизнь себе и нейронной сети — ей самой приятно доставлять вам максимально релевантный контент.
  3. Ставьте лайки, репостите, комментируйте. Это новые правила игры — если вы не ведете себя активно в соц.сети (любой), то ваши шансы попадать в ленту ваших друзей, ленту рекомендаций и т.д. уменьшаются — нейронная сеть любит лояльных пользователей и помогает им в ответ на активность распространять их собственный контент.
  4. Прикрепите в топ твит о том, что вы ищете позицию. Поверьте, это работает.

Месяц-два активного использования и вы сами удивитесь как много полезной информации будете находить именно в твиттере.

Я нашел позицию через твиттер-аккаунт @ResearchGermany (сюрприз!).

Полезный фейсбук

В использовании фб у меня опыта мало, но вот странички Young Hydrologic Society и Graduate opportunities in hydrology and climate change я дико рекомендую.

Просто спроси

Я сейчас говорю исключительно за себя, но мой опыт разговоров с российскими докторами наук о возможности у них поработать не очень оптимистичный. Каждый такой разговор был для меня каким-то ужасным унижением, когда ты с протянутой рукой пытаешься объяснить, что хочешь работать, а твой собеседник пытается тебе объяснить, что молодым у нас везде дорога, но денег нет, а вот если будут, тогда… Короче, если бы не мой научник (Евгений Михайлович Гусев, наш зав.лаб), то шагал бы я сейчас по трубопроводу в районе Нового Уренгоя. Причина этому, конечно, единственная — это деньги. Деньги, которые наши ученые получают — это деньги не на развитие научной школы, это деньги на выживание и поддержание уровня, и естественно, что многие считают их своими личными сбережениями. Поэтому, чтобы стать лишним ртом, нужно долго работать за копейки нарабатывая репутацию и доверие.

В Европе ситуация другая — тут никаких счетов и лишних личных денег у ученого нет, зарплату и бонусы платят аспиранту/научному сотруднику фонды/университеты/сообщества в фиксированном объеме. Ваш руководитель этих денег и не видит, что намного упрощает жизнь и как следствие — научную коммуникацию. Абсолютно нормально написать доктору у которого бы вы хотели работать мотивационное письмо и приложить к нему свое резюме — кто-то, конечно, не ответит, кто-то ответит, что сейчас открытых проектов у него нет, ну а кто-то даст вам возможность получить работу.

За полгода я успел початиться с 10-15 докторами из Европы и Канады, половина из которых выкатывала мне либо список (иногда нереально гигантский) контактов, либо непосредственно открытые позиции. Добра от добра я искать не стал и, когда получилось с Германией, остальные рабочие варианты прикрыл (может и зря (на самом деле нет)).

Лайк, шер, алишер

Под лежачий камень вода не течет. Чем раньше вы начнете формировать свой исследовательский бренд, повышать узнаваемость в тусовке, тем выше у вас шансы быстро найти подходящую позицию. У меня не было возможности ездить на AGU/EGU, но я постоянно обсуждал что-то в твиттере с ведущими гидрологами и ребятами из YHS, комментил их статьи, критиковал методы и т.д. Это дало очень хороший результат — меня почти никто не знает лично, но многие знают чем я занимаюсь и какой код пишу. И все благодаря лайкам, шерам, алишерам (зачеркнуто). Тем не менее, я пока еще не потерял надежды хоть раз съездить на EGU и затусить со всеми лично.

Выводы

Тот самый случай, когда песня скажет больше, чем тысяча слов.

Бонус. Что есть сейчас?

Лучшая позиция из доступных на данный момент (31 мая 2017) — PhD на тему сезонных прогнозов стока в группе Луиса Саманиего, UFZ.


Спасибо, что читаете!

С удовольствием читаю и с не меньшим удовольствием отвечаю на все комменты, спасибо всем за фидбек и участие.

В следующий раз поговорим о написании заявки на PhD позицию.

Подписывайтесь на мой канал в Telegram — там вы найдете мой топ новостей из мира науки и технологий.

Переезд в Германию. Мотивация

 

Всем привет!

Наверное, вопрос “Как вообще тебе вообще это в голову пришло?” в связи с нашим переездом является одним из самых частых. Попробуем разобраться.

2016 год был самым успешным в моей жизни по многим причинам, заслуживающим отдельного поста. Но мы сейчас остановимся на финансовом здоровье, проблемы с которым как раз и толкают многих на смену обстановки. В прошлом году я получал не только зарплату, но и деньги с двух грантов РНФ (в одном из которых я был ответственным исполнителем), а также с личного РФФИ мол_а — по совокупности источников это был наш самый жирный год. Сейчас в это уже сложно поверить, но мы первый раз в жизни смогли выйти из года с положительным балансом (если бы съездили в отпуск, то просадили бы весь профит, но было не до этого). Поэтому финансовую причину переезда мы отметаем, в Германии я зарабатываю меньше.
Отдельно хочу отметить тотальное непонимание этого факта родителями, которые считают, что в Германии мы наконец-то сможем заработать на машину (хотя кому она уже нужна-то?)

Главная причина, побудившая меня искать варианты работы в другом месте — потеря долгосрочной перспективы в Институте водных проблем. Объясню на пальцах:

  1. Я так и не смог вписаться в работу нашей лаборатории.
    Странно, но факт — после трех лет работы модель SWAP, которая является основным рабочим инструментом нашей лаборатории, так и не стала для меня родной. Сначала я хотел переписать весь ее Fortran 77 код на Python 3, но на 200-ой строке столкнулся с первым оператором GOTO и понял, что не смогу восстановить логику стандартными способами. Второй заход у меня был с кодом SWAP на C++ нашего штатного программиста, но на той же 200-ой строке я понял, что никакого рефакторинга код не претерпел и конструкция GOTO была им перенесена. Я сел писать с нуля по статьям и монографии, но это требовало колоссальных затрат времени (все-таки оригинальный код писался годами), которого (сюрприз) не было. Можно было бы, конечно, просто махнуть все в исполняемый файл (.exe) и использовать сложнейшую модель тепло- и влагообмена поверхности суши с атмосферой как черный ящик, но черных ящиков моделей машинного обучения мне и так хватало с лихвой.
    В конце концов я переключился на простые концептуальные модели формирования стока (HBV, GR4J и т.д.), начал плотно работать над своим молодежным грантом и совсем откололся от родной лаборатории, выполняя для общего дела только инженерскую работу по типовой обработке данных, рисованию карт, обзору литературы, решению мелкой бюрократии и т.д.
  2. Я понял, что один все не вывезу.
    Один в поле воин я сел писать код и статьи, но тут как-то четко пришло сознание того, что выставлять себя сложившимся ученым и экспертом в каком-то вопросе я просто не могу — мне не хватало опыта, знаний, хороших результатов. В России было только одно место куда бы я мог пойти расти со своим бэкграудом, но и я туда не хотел, и меня там не хотели.
  3. Разрушительный прогноз.
    Мои модельные просчеты будущего развития лаборатории на ближайшие 5-7 лет неминуемо скатывались либо в саморазрушение, либо в поглощение кем-то более могущественным. Любое поглощение приводит к потери автономности. В моем будущем после поглощения все было еще хуже — я не был первым автором ни одной статьи.
  4. Вакуум.
    В итоге, 2016 год стал для меня вакуумным — ИВП меня не принимал, я отторгал ИВП из себя. СМУ, дискуссионный клуб, диссертационная бюрократия были вынесены за скобки моих интересов (жалко, что за этими скобками они были вообще никому не нужны). Мы серьезно думали переехать в Питер или Петрозаводск — казалось, что точка опоры может быть где угодно, но точно не в Москве.
  5. Переключатель.
    У меня не было определенной точки перелома, момента, в который бы я осознанно решил, что нам нужно уезжать и нужно искать конкретные варианты. Я просто начал внимательнее просматривать твиттер, отмечать для себя требования, подучивать английский и т.д. Я поговорил со своими коллегами, у которых был опыт работы заграницей и постепенно начал понимать, что не так уж страшно и тяжело будет сменить обстановку.

Многие, с кем я уже успел поговорить после нашего переезда, услышав такую мотивационную раскладку недоумевают и продолжают переспрашивать: “Ну вот в Москве же были и деньги, и независимость, и перспективы… Не могу все равно понять, почему вы решили сделать такой шаг назад”. Многие, я уверен, просто считают, что это продление молодости и такой завуалированный отказ от ответственности взрослой жизни. Кто-то считает, что я что-то недоговариваю, и тут много скрытых, подковерных моментов.

А мы просто сидели с женой на кухне и разговаривали:

  • Похоже на то, что у нас как не было ничего, так в ближайшее время и не будет. Может пусть у нас в другом месте ничего не будет? Какая в принципе разница? А так хоть движение какоe-то закрутится…
  • Да, можно попробовать.

Время все расставит по своим местам и обязательно покажет в чем мы были правы, а в чем ошибались.


Подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Следующий пост будет посвящен поиску академических позиций.

Спасибо, что читаете!

Наша однушка свободна с первого апреля

Всем привет!

Мы съезжаем с однушки на улице Бутлерова с первого апреля. Если вы ищите себе квартирку в неплохом районе по неплохой цене, то этот пост для вас.

О квартире:

  • Адрес: Москва, ул. Бутлерова, дом 2, корпус 1.
  • Метро: Калужская (15 мин. пешком), Беляево (20 мин. пешком), Юго-Западная (20 мин. на 226 автобусе).
  • Дом: панельный.
  • Этаж: восьмой.
  • Лифт: маленький.
  • Комнаты: одна.
  • Кухня: маленькая.
  • Стиральная машина: есть.
  • Плита: газовая.
  • Санузел: раздельный.
  • Балкон: огромный.
  • Состояние: хорошее.
  • Хозяева: адекватные.
  • Соседи: тихие.
  • Магазины: АТАК (дешево), Маэстро (уровень Магнолии).
  • Развлечения: кинотеатр “Витязь” (10 мин. пешком), лесопарк (15 мин. пешком через гаражи).
  • Фастфуд: лучшая шаурма Москвы (простой / сырный лаваш – 120 / 130 руб.).
  • Цена: 30 000 руб. + вода + свет + интернет.
  • Вода + свет + интернет: 2000 – 3500 руб.

Фотки не новые, но состояние квартиры отражают.

This slideshow requires JavaScript.

На карте.

Въехать или посмотреть лично можно будет с 1 апреля.

Лайк, шер, репост.

Спасибо, что читаете!